ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕЧАТНЫЙ ОРГАН

РОССИЙСКОЙ СКАУТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Главная

О нашей газете

Свежий номер

Подшивка

Конкурсы

Фотоархив

Публикации

Форум

Ссылки

Контакты

E-mail

 

 

Круиз во имя мира и братства

 

650 скаутов – мальчишек и девчонок, прошедших специальный отбор, – таков был состав семьи БП на протяжении нескольких недель, пока пароход «Calgaric» бороздил соленые просторы Балтийского моря. Это событие вошло в историю под названием «Круиз Дружбы».

В августе 1933 года чета Баден-Пауэлл совершила уникальный круиз по Балтике на пароходе «Calgaric». Это путешествие не имело ничего общего с семейным отдыхом на фоне морского пейзажа. Не прогуливалась по палубе первого класса праздная отпускная публика, чопорные леди и джентльмены не погружались в глубокий сплин в креслах-качалках, оркестр в кают-компании не играл модный фокстрот. Тем не менее, жизнь на борту бурлила веселее, чем вода в кильватере.

Объединение людей во имя мира и братства основатель скаутинга считал целью своей жизни. Именно это стало негласным девизом путешествия. Сейчас, с исторической высоты прошедших десятилетий, скаутский «Круиз Дружбы» 1933 года можно рассматривать как совершенно уникальное явление. Ведь именно в этом году в Германии к власти пришли нацисты, и уже через какие-то 8-10 лет все страны, куда заходил «Calgaric», окажутся либо под гитлеровской оккупацией, либо так или иначе во-влеченными во Вторую мировую войну. Скаутинг оказался под запретом – сначала его наложили нацисты, затем коммунисты. Лишь через 50 лет, после крушения коммунистической системы, началось возрождение нашего движения в Восточной Европе.

Сохранилось расписание круиза, вот оно:
12 августа – Саутгемптон, Англия: отплытие.
13 августа – Роттердам и Гаага, Нидерланды.
14-15 августа – открытое море.
16 августа – Гдыня и Гданьск, Польша.
17 августа – Клайпеда и Паланга, Литва.
18 августа – Рига, Латвия.
19 августа – Таллинн, Эстония.
20 августа – Хельсинки, Финляндия.
21 августа – Стокгольм, Швеция.
22-24 августа – открытое море.
25 августа – Осло, Норвегия.
26-28 августа – открытое море.
29 августа – Ливерпуль, Англия: возвращение.

Международный комиссар Ассоциации девочек-скаутов Роуз Керр тоже принимала участие в «Круизе Дружбы». В 1934 году она выпустила книгу «Круиз парохода «Calgaric». Мы предлагаем вниманию читателей небольшие выдержки из этой книги – о том, как возникла сама идея такого путешествия, и вообще, как все начиналось.

«...Эта идея, как и большинство великих идей, пришла случайно и в совершенно неожиданном месте. В августе 1932 года леди Баден-Пауэлл в качестве руководителя женского скаутского движения ехала на 7-ю Всемирную конференцию герлскаутов и герл-гайдов. В компании других лидеров из разных стран она пересекала на автобусе Польшу – от пограничного Катовице до небольшого городка Букже, где должно было состояться это мероприятие. В пути супруга БП бурно восхищалась радушным приемом, оказанным ее команде на границе, и состоянием дел в польской организации девочек-скаутов. Между прочим, она заметила: «Как было бы здорово, если бы английские девочки получили возможность широко пообщаться со своими сестрами из других стран! Я бы посадила их на большой корабль, и мы отправились бы в долгое путешествие по миру, чтобы обрести тысячи новых друзей и подруг!» (В то время в Джамбори принимали участие только бой-скауты – ред.).
Сидевшая по соседству мисс Мандер, дивизионный комиссар из Уолвергемптона, дама не-многословная, но очень энергичная, задумчиво произнесла: «А почему бы и нет?»
Прибыв на место и не откладывая дело в долгий ящик, участники конференции в Букже обсудили и единогласно одобрили эту идею. Правда, было одно дополнение: поскольку и мальчики-скауты разных стран тоже мечтают встретиться с БП, нужно и сильную половину пригласить к участию в путешествии. А в целом – надо действовать! Ведь трудно даже представить, с каким восторгом будут встречать основателей движения в портах захода!»


«...Соавтор идеи, мисс Мандер, была назначена руководителем Оргкомитета и вскоре по возвращении в Англию приступила к бурной реализации своих функций. Сразу решили, что в круизе могут принять участие скауты 16 лет и старше, а также их родственники и друзья. Мисс Мандер опубликовала соответствующее объявление в своем журнале «Guider» и в течение месяца получила свыше тысячи заявок!
Но возникла неожиданная проблема: Лорд Баден-Пауэлл считал, что судно для круиза должно быть непременно британским, а в ближайшее время ни одного подходящего свободного корабля даже не мерещилось. Казалось, дело зашло в тупик…»

«...Прошло около полугода. В канун Рождества БП, прогуливаясь по лондонской улице Кок-шпур, заглянул в офис пароходной компании «Белая Звезда» - поздравить старых друзей. Уходя оттуда через пару часов, он вскользь обронил: «А у вас, случайно, нет корабля для нашего круиза?»
«А что за круиз?» - заинтересовались в «Белой Звезде».


«...Утром 6 января 1933 года в помещении компании прошло предварительное совещание, куда леди Баден-Пауэлл была приглашена для представления своих идей. В итоге стороны подписали соответствующее соглашение, но проблема оставалась прежней: где взять судно? И тут кто-то вспомнил: принадлежащий «Белой Звезде» пароход «Calgaric» уже год мыкается без дела где-то в Канаде. Необходимо срочно вернуть судно в порт приписки и начать готовить к круизу»


Для мисс Мандер вновь наступили жаркие денечки. Необходимо было решить целый букет вопросов: во-первых, «Calgaric» может принять на борт не больше 650 пассажиров, следовательно, необходим отбор, кон-курс заявок. Во-вторых, нужно тщательно продумать маршрут, а тут еще появляются подводные камни: в Копенгагене, к примеру, участников круиза принять не смогут, так как датскими законами запрещено ношение взрослыми любой (!) форменной одежды.
Да, кстати, о форме. Представители бой-скаутов твердо заявили: ни один разведчик не взойдет на борт, если будет иметь с собой еще какую-то одежду, кроме скаутской. Слабая половина была не менее категорична: ни одна девочка не примет участия в круизе, если ее будут принуждать носить все время только форму. Компромисс в этом деле был, в конце концов, найден: просто предоставили и мужской, и женской части команды право вырабатывать для себя правила по отдельности. Аналогичным образом разобрались и с прочими проблемами: в самом деле, разве не о великом деле речь идет, какие тут могут быть мелкие споры?!»


«...Напряжение, всегда сопутствующее ожиданию чего-то грандиозного, нарастало с каждым днем. И вот, наконец, наступило славное утро 12 августа 1933 года. На рассвете с лондонского вокзала Ватерлоо отправляются два специальных поезда с удивительными, радостно-возбужденными пассажирами. Пункт назначения – порт Саутгемптон…»



Татьяна КУЛИЧЕНКО

 

Архив статей